Разделы сайта

Главная

Безопасность в каждый дом

Аттестация

Аттестация педагогических работников

  1. Нормативная правовая документация

  1. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 года № 101 «Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)» с внесенными в неё дополнениями.
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101»
  3. Комментарий к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101»
  4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования».
  5. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 августа 2012 г. № 93 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6» «Условия оплаты труда работников отдельных организаций системы образования, отдельных работников органов внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также отдельных работников отдельных организаций, оказывающих социальные услуги, и организаций здравоохранения».
  6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых».
  7. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 21.10.2011 № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 единого квалификационного справочника должностей служащих» с изменениями и дополнениями.
  8. Кодекс Республики Беларусь об образовании
  1. Состав аттестационной комиссии 
    Государственного учреждения образования «Средняя школа №66 г. Минска» на 2017/2018 учебный год

  • Масловская Тамара Владимировна – председатель аттестационной комиссии, учитель химии, высшая категория;
  • Дутина Антонина Брониславовна – заместитель председателя аттестационной комиссии, учитель музыки, первая категория;
  • Васюкович Ольга Владимировна – секретарь аттестационной комиссии, учитель английского языка, первая категория;
  • Дубовик Наталья Петровна – учитель русского языка и литературы, первая категория;
  • Короткевич Валентина Леоновна – представитель профсоюзного комитета, учитель трудового обучения, первая категория;
  • Романчук Наталья Геннадьевна – учитель начальных классов, первая категория.

III. Задачи аттестационной комиссии 

- определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям соответствующих  квалификационных категорий;

- присвоение (отказ в присвоении) соответствующей  квалификационной категории;

- соблюдение основных принципов проведения  аттестации, обеспечение объективности экспертизы  и процедуры  проведения  аттестации;

- определение перспектив профессионального роста и повышения квалификации аттестуемых педагогов;

- осуществление  взаимодействия с квалификационными комиссиями учреждений повышения квалификации;

- подведение итогов аттестационной работы с педагогическими кадрами в учреждении образования

IV. Члены аттестационной комиссии обязаны:

 консультировать педагогических работников по вопросам аттестации;
 проводить анализ представленных материалов на соответствие заявленной категории;
 проявлять объективность при принятии аргументированных решений по итогам аттестации;
 содействовать максимальной достоверности экспертизы, обеспечивать глубину и объективность экспертных оценок;
 проявлять объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим работникам, защищать их права.

V. План работы  аттестационной комиссии

на 2017/2018 учебный год

 

Содержание мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Выборы аттестационной комиссии

31.08

Масловская Т.В.

2

Распределение обязанностей между членами аттестационной комиссии

31.08

Аттестационная комиссия

3

Ознакомление членов

аттестационной комиссии с обязанностями

08.09

Председатель аттестационной комиссии

4

Ознакомление с «Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподават. состава учреждений высшего образования»; Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2017 № 46 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101»

сентябрь

Председатель аттестационной комиссии,

секретарь аттестационной комиссии

5

Рассмотрение заявлений на повышение категории

По мере поступления в соответствии с требованиями Инструкции

Аттестационная комиссия

7

Изучение содержания трудовых книжек аттестуемых

11.09 – 11.10

Аттестационная комиссия,

инспектор по кадрам

8

Составление графика прохождения аттестации

По мере подачи

заявлений

Председатель аттестационной комиссии

9

Индивидуальное ознакомление аттестуемых с требованиями к квалификационной категории

По индивидуальному плану

Аттестационная комиссия

10

Составление и согласование с аттестуемыми программ изучения их профессиональной деятельности

По мере поступления заявлений

Аттестационная комиссия

11

Собеседование, индивидуальное консультирование аттестуемых учителей

По графику работы АК

Аттестационная комиссия

12

Систематизация и обобщение результатов деятельности аттестуемых. Подготовка материалов по результатам экспертизы

Согласно программам изучения

Аттестационная комиссия,

Заместители

директора,

психолог

16

Подготовка характеристик на аттестуемых

Согласно программам изучения

Заместители

директора,

руководители МО

17

Ознакомление аттестуемых с характеристиками

Согласно программам изучения

в соответствии с требованиями Инструкции

Председатель аттестационной комиссии

18

Заседания аттестационной комиссии

По графику прохождения аттестации

Аттестационная комиссия

19

Оформление решений аттестационной комиссии

По графику прохождения аттестации

Секретарь

аттестационной комиссии,

инспектор по кадрам

20

Отчет работы комиссии за истекший учебный год

Июнь 2018

Председатель аттестационной комиссии

VI. Форма подачи заявления


Председателю аттестационной комиссии
Государственного учреждения образования
«Средняя школа №66 г. Минска»
_____________________________________
Ф.И.О. председателя аттестационной комиссии
_____________________________________
Ф.И.О. педагогического работника, должность

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу аттестовать меня на присвоение ____________________________
наименование квалификационной категории

квалификационной категории по должности ____________________________
наименование должности педагогического работника


____________ _____________ ____________________
дата подпись расшифровка подписи


Прием заявлений на аттестацию на все квалификационные категории в течение аттестационного цикла.

VII. План работы с аттестуемыми педагогами

на 2017/2018 учебный год

Мероприятия

Сроки

Отв.

 

1. Подготовительный этап

 

 

  1.  

Проведение консультаций по вопросам подачи заявлений для аттестации, формам и процедуре аттестации

сентябрь

Председатель

аттестационной комиссии

  1.  

Собеседование с педагогическими работниками, изъявившими желание  подать заявление на аттестацию

по графику работы АК

 

Председатель

аттестационной комиссии

  1.  

Определение перечня материалов, необходимых для оценки уровня квалификации сотрудников и эффективности его работы

сентябрь-октябрь

Члены аттестационной комиссии

  1.  

Подготовка текстов анкет и вопросников для собеседования, необходимых для оценки профессиональной деятельности учителя

сентябрь-октябрь

Психолог

  1. с

Проведение инструктивно-методических совещаний для  членов аттестационной комиссии с целью обучения их качественному выполнению их обязанностей

сентябрь- октябрь

Председатель

аттестационной комиссии

 

2.Организационный этап

 

 

  1.  

Прием заявлений от сотрудников  школы, выдача направлений (на подтверждение высшей квалификационной категории)

с октября

Секретарь аттестационной комиссии

  1.  

Составление проекта графика прохождения аттестации педагогическими работниками, подавшими заявление на повышение квалификационной категории

сентябрь-октябрь

Члены аттестационной комиссии

  1.  

Формирование экспертных групп из числа педагогов школы для экспертной оценки деятельности аттестуемых работников

сентябрь-октябрь

Председатель  аттестационной комиссии

  1.  

Оформление стенда «Аттестация  педагогических кадров»

сентябрь

Секретарь аттестационной комиссии

  1.  

Разработка программы аттестации каждого сотрудника, подавшего заявление на присвоение квалификационной категории

в соответствии с графиком

Члены аттестационной комиссии

  1.  

Консультации для аттестуемых сотрудников по подготовке к аттестационному собеседованию

первый четверг каждого месяца

Секретарь аттестационной комиссии

 

3. Этап проведение экспертизы

 

 

  1.  

Анализ документации, представленной аттестуемым

в соответствии с графиком

Члены аттестационной комиссии

  1.  

Проведение экспертизы профессиональной компетентности аттестуемого и результатов его педагогической деятельности:

  • Анализ  документации (прохождение учебных программ, планы индивидуальной работы с учащимися (олимпиады, НПК), планы  кружков, факультативов);
  • Анализ статистических данных (результаты экзаменов, победителей олимпиад, НПК и др.)
  • Оценка качества подготовки учащихся (по результатам контрольных работ, мониторинга, контрольных срезов, итоговых результатов (сравнительный анализ);
  • Посещение уроков аттестуемых педагогов с целью изучения:

o    Взаимодействия учителя и учеников;

o    Соблюдение санитарно-гигиенических норм;

o    Использование современных образовательных технологий, в том числе информационных, здоровьесберегающих, интерактивных и др.

  • Посещение открытых мероприятий и их оценка;
  • Проведение анкетирования учащихся, родителей, коллег.

в соответствии с графиком прохождения аттестации

Члены аттестационной комиссии, руководители МО,  заместители директора по учебной работе, психолог

  1.  

Обобщение результатов экспертизы

в соответствии с графиком прохождения аттестации

Члены аттестационной комиссии,  руководители МО,  заместители директора по учебной работе, психолог

  1.  

Подготовка экспертного заключения.

в соответствии с графиком прохождения аттестации

Члены аттестационной комиссии, руководители МО,  заместители директора по учебной работе, психолог

  1.  

Ознакомление аттестуемого педагога  с предварительными итогами аттестации

в соответствии с графиком

Члены аттестационной комиссии

 

4. Итоговое заседание аттестационной комиссии

 

 

  1.  
    • Проведение аттестационного собеседования. Заслушивание председателя (рук. МО, члена аттестационной комиссии)  о результатах экспертизы каждого аттестуемого (аналитическая информация  - сопоставление оценочных мнений администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности педагогической деятельности морально-личностных качеств педагога, обсуждаются перспективы профессионального роста и повышения квалификации аттестуемого сотрудника)
    • Обсуждение экспертного заключения. Вопросы к  аттестуемому.
    • Принятие решения о соответствии (несоответствии) аттестуемого соответствующей квалификационной категории.

в соответствии с графиком прохождения аттестации

Председатель аттестационной комиссии

 

5. Оформление решения аттестационной комиссии

 

 

  1.  
    • Оформление протокола заседания аттестационной комиссии.
    • Издание приказа по школе о присвоении сотруднику соответствующей квалификационной категории.
    • Оформление записи в трудовой книжке

в соответствии с графиком прохождения аттестации

Секретарь аттестационной комиссии, инспектор по кадрам

 

 6.Анализ результатов аттестации педагогических работников за год

май

Секретарь аттестационной комиссии

IX. Условия допуска педагогического работника к аттестации
(на присвоение любой квалификационной категории):

 соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
 наличие стажа работы в должности:
на присвоение второй и первой квалификационных категорий - два года, высшей - три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории.
В этот стаж включается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.
В стаж работы не включается период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.
 освоение содержания образовательной программы повышения квалификации в сроки, предусмотренные законодательством.
 лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год.

X. Квалификационные требования к профессиональной деятельности

Квалификационные требования
к профессиональной деятельности претендента
на высшую квалификационную категорию

В своей профессиональной деятельности педагогический работник, претендующий на высшую квалификационную категорию, реализует следующие требования:
 имеет высокий уровень научно-теоретической подготовки, который предполагает широкий кругозор в области теоретических основ и тенденций развития современной педагогики и психологии, методики обучения и воспитания, эффективного педагогического опыта;
 владеет системой современных педагогических методов и технологий для повышения качества образования, использует современные подходы в практике обучения и воспитания;
 владеет методами рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности;
 создает методический продукт собственной профессиональной деятельности (проекты, программы, технологические модели, методики, инструкции и др.);
 владеет современными педагогическими технологиями;
 проектирует фрагменты педагогической деятельности на основе анализа результатов обучения и воспитания, анализа собственного или другого опыта профессиональной деятельности;
 создает программы развития способностей обучающихся и условия для их личностного роста;
 использует новейшие средства и эффективные формы организации образовательного процесса.

Квалификационные требования
к профессиональной деятельности претендента
на первую квалификационную категорию

 Наличие глубоких разносторонних знаний по предмету и смежным дисциплинам.
 Высокая степень сформированности у педагогов умений: анализировать собственную профессиональную деятельность, осуществлять её корректировку.
 Знание и выполнение нормативных правовых актов и инструктивно-методических материалов. Знание современных психолого-педагогических концепций обучения и воспитания.
 Высокая способность усваивать, внедрять, моделировать новые приёмы в преподавании своего предмета.
 Создание условий для развития талантов, умственных и физических способностей учащихся.
 Высокий уровень обученности, воспитанности учащихся.
 Умение обобщать свой опыт на высоком уровне, передавать этот опыт другим.
 Участие в олимпиадном движении. Призовые места в школе, районе, области.
 Участие в районных, областных, республиканских семинарах, конкурсах, выставках, конференциях.
 Руководство школьными МО, творческими и проблемными группами.
 Представление своих работ на районном уровне.

Квалификационные требования
к профессиональной деятельности претендента
на вторую квалификационную категорию

 Знание теоретических и практических основ предмета.
 Знание и выполнение нормативных правовых актов и инструктивно-методических материалов.
 Достаточный уровень обученности, воспитанности учащихся.
 Знание теории педагогики и возрастной психологии школьника.
 Владение способами индивидуализации обучения, т.е. учёт индивидуальных особенностей развития учащихся.
 Умение активизировать познавательную деятельность учащихся.
 Участие в школьных, районных семинарах, смотрах, конкурсах, выставках, конференциях.
 Участие в подготовке и проведении педагогических, методических советов, методических объединениях.
 Достаточная степень сформированности у педагогов умений: анализировать собственную деятельность, осуществлять её корректировку.
 Способность усваивать, внедрять новые педагогические приёмы в преподавании своего предмета.
 Наличие педагогического такта, готовность к сотрудничеству с коллегами.
 Предоставление своих работ на школьном, районном уровне.

XI. Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен

Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.

Примерная структура описания педагогического опыта

Информационный блок
1.1. Название темы опыта
1.2. Актуальность опыта (противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике)
1.3.Цели опыта (развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации)
1.4. Задачи опыта
1.5. Длительность работы над опытом
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
2.2. Описание сути опыта
2.3. Результативность и эффективность опыта
3. Заключение
(конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта, перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики)
Приложения (технологические карты, планы-конспекты занятий, мероприятий, список публикаций, примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.).

Критерии оценки представленного опыта работы
 Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой:
обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики; направленность задач на реализацию цели; отражение степени достижения поставленной цели.
 Сущность опыта:
степень обобщения и систематизации представленных материалов; конкретизация опыта разработанными автором материалами; описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта; обоснование (теоретическое и практическое) опыта
 Результативность, эффективность опыта:
выделение критериев и показателей оценки результативности опыта; доказательность результатов; определение условий, способствующих и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития.
 Методический уровень описания опыта:
ценность опыта для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта); подготовленность опыта для распространения в педагогической среде.
 Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия):
эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия); проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагменте) педагогической деятельности (занятия).