Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы психолога

Социально-психологическая служба

Телефон доверия для детей и подростков: 315-00-00 (круглосуточно)

Молодёжный медицинский центр "Ювентус" (17-я поликлиника): 261-02-19

Городской центр социальной помощи семье и детям: 247-32-32 (круглосуточно)

Подготовка ребенка к школе

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности:

общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки;

знаний и представлений об окружающем мире;

умственных операций, действий и навыков;

произвольной регуляцией деятельности и поведения;

познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;

речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, элементами монологической речи.

Ниже вам предложены специальные вопросы, с помощью которых вы не только сможете определить готовность ребенка к школе, но и выявить проблемы, на которые надо будет обратить внимание при дальнейшей подготовке к школе.

При работе с вопросами придерживайтесь следующих рекомендаций:

* беседуйте с ребенком когда он спокоен и расположен к занятиям,

* не показывайте ребенку что вы его оцениваете,

* ни в коем случае не ругайте его за неверные ответы,

* не заучивайте с малышом правильные ответы, а старайтесь все объяснить.

Что бы определить готовность ребенка к школе, родителям надо ответить на несколько вопросов:

    Владеет ли ребенок основными понятиями (правый — левый, большой — маленький, в — из, твердый - мягкий и т.д.)
    Сможет ли ребенок классифицировать предметы по принципу: летает - не летает, живое - неживое.
    Сможет ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
    Сможет ли ребенок назвать почти все гласные и согласные буквы алфавита?

Оценка базового опыта ребенка

    Приходилось ли малышу сопровождать вас на почту, в аптеку, магазин?
    Был ли малыш в библиотеке?
    Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в музее?
    Был ли малыш в деревне?
    Была ли у вас возможность регулярно читать ребенку книги или рассказывать истории?
    Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка речевого развития

    Может ли ребенок назвать и показать окружающие его предметы?
    Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
    Может ли ребенок объяснить, для чего служат основные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
    В состоянии ли ребенок рассказать историю, описать произошедший ним случай?
    Четко ли ребенок выговаривает слова?
    Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
    Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или участвовать в домашнем спектакле?

Зрительное восприятие, память и различение

    Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) ряд картинок?
    Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
    Может ли он самостоятельно сложить несложную головоломку (мозаику) из 15 деталей?
    Может ли ребенок составить рассказ по картинке, уловить главную мысль, проследить основные связи?
    Может ли ребенок заметить отсутствие одного предмета, если ему показать б игрушек, а затем одну убрать?
    Легко ли ребенок узнает людей, которых встречает достаточно редко?
    Может ли ребенок узнать предмет, непохожий на остальные?
    Может ли ребенок на слух и по изображению различить похожие слова и буквы (например кот — год, з — с)?

Оценка физического развития

    Хорошо ли ребенок слышит и видит?
    Может ли он сидеть спокойно в течение некоторого времени?
    Развита ли у ребенка координация двигательных навыков, может ли он играть и ловить мяч, прыгать, залезать на лестницу, кувыркаться?
    Выглядит ли ребенок бодрым?
    Выглядит ли малыш здоровым и отдохнувшим?

Оценка отношения к книгам

    Возникает ли у ребенка желание посмотреть книжку самостоятельно?
    Часто ли малыш просит вас почитать ему книжку?
    Внимательно ли он слушает, когда ему читают вслух?
    Задает ли ребенок вопросы по содержанию прочитанного?

Оценка социальная готовность

Ребенку предлагается ответить на вопросы:

    Можно ли смеяться, когда твой товарищ упал? Почему?
    Можно ли обижать животных? Почему?
    Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
    Если ты сломал в детском саду игрушку, а воспитательница подумала, что это сделал другой мальчик (девочка), нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
    Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
    Можно ли драться, когда другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Если вы выявили недостаточный запас знаний, то расширяйте кругозор малыша, водите его на экскурсии в музеи, просите рассказать о том, что он видел на прогулке. Старайтесь больше читать ребенку сказки и рассказы.

Для развития образного мышления рисуйте, лепите, вырезайте из бумаги.

Мелкая моторика - это застегивание пуговиц, собирание конструктора лего фабрика героев, пальчиковые игры и рисование, этому тоже надо уделять внимание.

Для развития координации играйте с ребенком в подвижные игры, делайте зарядку, танцуйте вместе с ним.

Старайтесь не натаскивать ребенка на тесты, а развивать его гармонично, ведь ему предстоит трудное испытание школой.

Как выработать усидчивость и подготовить его к школьным урокам по 35-40 минут?

Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных домашних делах: разложить столовые приборы по ячейкам, одновременно считая их; разложить поглаженное белье в стопки и не перепутать носовые платки с полотенцами; и т.д. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются определенное время. Доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути - это тоже воспитание не только волевых качеств, но и усидчивости.

Разделы сайта